Налогоплательщики не обязаны отслеживать надежность банков
Суд первой инстанции (дело № А40-154225/2017) признал решение инспекции обоснованным, платеж сомнительным, а налогоплательщика отнес к недобросовестным, Данные выводы были обоснованы тем, что организация имела несколько счетов в других банках, а сведения по отключению данного банка от системы банковских электронных срочных платежей были размещены на сайте banki.ru за три дня до отправки платежного поручения.
Однако апелляция и кассация (Ф05-15872/2018 от 08.10.2018) отменили решение суда, пояснив, что налогоплательщик не должен нести ответственности за действия банков. А размещение информации в СМИ касаемо проблем с приемом и проведением платежей не являются доказательством осведомленности налогоплательщика о том, что у банка имеются признаки неплатежеспособности, так как такая информация не является официальной, а носит частное мнение лиц, которые ее опубликовали.
Размещение информации в неофициальных источниках (СМИ, интернете или иных специальных изданиях) об ухудшении рейтинга банка, об отключении от системы платежей не означает, что эта информация должна быть известна всем, а также, что эти данные обязательно повлекут банк к банкротству.
По мнению судов информация из специализированных источников, не направлена на массовых потребителей и не является свидетельством недобросовестности налогоплательщика, поскольку к банковскому сектору он не относится. Суды отметили, что возложение на налогоплательщика бремени по отслеживанию неофициальной информации необоснованно.
Налоговый аналитик
© Е.Ю. Медведева
Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.