Основные изменения в Налоговом кодексе в 2015 году

Налог на добавленную стоимость


     - налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или являются налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей, декларации по НДС должны представлять в электронной форме. Такая обязанность возникает в том случае, если они в счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров или в определенных случаях на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика (абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ);

     - из п. 3 ст. 169 НК РФ исключено прямое указание о необходимости налогоплательщикам НДС вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе, если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

     Посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами, должны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур при осуществлении посреднической, экспедиторской деятельности либо деятельности застройщика в том случае, если они освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками данного налога (п. 5.2 ст. 174 НК РФ);
- установлено, сведения из каких документов включаются в декларацию по НДС. Это следующие документы: книга покупок, книга продаж налогоплательщика, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры (п. 5.1 ст. 174 НК РФ);

     - декларация по НДС, которая должна быть подана в электронной форме, но представлена на бумажном носителе, не считается поданной (п. 5 ст. 174 НК РФ);

     - изменен срок представления и сроки уплаты декларации по НДС - 25 число месяца, следующего за отчетным периодом. Так согласно п.5 ст. 174 НК РФ уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

     - согласно пп.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав.

    Кроме того, покупатель вправе заявить вычет НДС с того налогового периода, в котором товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период.

Налог на прибыль организаций 

     - проценты по долговым обязательствам любого вида признаются доходами (расходами) исходя из фактической ставки (п.1 ст. 269 НК РФ). Исключение составляют долговые обязательства, возникшие в результате совершения контролируемых сделок.

     - из Налогового кодекса РФ исключено понятие "суммовые разницы", а также специальный порядок их учета (утратили силу п. 11.1 ст. 250, пп. 5.1 п. 1 ст. 265, п. 7 ст. 271, п. 9 ст. 272, ч. 4 ст. 316 НК РФ и др.). Разницы, возникающие в случае, если обязательство выражено в валюте, а расчеты ведутся в рублях, будут признаваться курсовыми разницами аналогично бухгалтерскому учету.

     Это касается и периодической переоценки требований и обязательств. Требования (обязательства) пересчитываются в рубли по курсу иностранной валюты, установленному законом или соглашением сторон, на дату перехода права собственности, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше. Данные правила учета доходов и расходов предусмотрены п.8 ст.271 и п. 10 ст. 272 НК РФ;

     - в налогообложении не применяется метод ЛИФО для определения размеров расходов (внесены соответствующие изменения в п. 8 ст. 254, пп. 3 п. 1 ст. 268, ч. 3 ст. 329 НК РФ);

     - доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ);

     - согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ для списания стоимости инструмента, оснастки и спецодежды в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей;

     - размер убытка от уступки права требования, произведенной до срока платежа по договору, определяется по новым правилам (п. 1 ст. 279 НК РФ);

     - убыток от уступки права требования третьему лицу, которая была произведена после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, учитывается единовременно на дату уступки права требования (п. 2 ст. 279 НК РФ);

     - установлены правила определения цены сделки по уступке права требования долга, признаваемой контролируемой сделкой (п. 4 ст. 279 НК РФ);

     - российские организации, получившие в 2014 г. дивиденды, с которых не был удержан налог на прибыль, обязаны самостоятельно исчислить такой налог и уплатить его в бюджет не позднее 30 марта 2015 г. (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ);

     - если депозитарий при выплате дивидендов российским организациям в 2014 г. не удержал налог на прибыль, то он обязан сообщить в инспекцию информацию о таких дивидендах с 1 до 31 января 2015 г. (ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.06.2014 N 167-ФЗ);

     - внесены изменения в п.3 ст. 284 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2015 ставка налога по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками устанавливается в размере 13% (до 01.01.2015 ставка была установлена в размере 9%).

     - вводится порядок учета убытка в виде затрат на приобретение эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций), организация-эмитент которых была ликвидирована (в том числе в результате применения процедуры банкротства) (п.24 ст.3, п.25 ст.280 НК РФ). Этот порядок будет применяться также при ликвидации организации-заемщика в случае прекращения обязательств по ценным бумагам, выпущенным в целях финансирования займи (кредита).

     - для учета убытков по операциям с ценными бумагами предусмотрены переходные положения, установленные 420-ФЗ от 28.12.2013г. Убытки по завершенным сделкам, которые получены налогоплательщиками (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, бирж, управляющих компаний и клиринговых организаций, осуществляющих функции центрального контрагента) по операциям с обращающимися ценными бумагами, возникшие до 31 декабря 2014г. включительно и не учтенные ранее при определении налоговой базы, будут ежегодно уменьшать общую налоговую базу соответствующих отчетных (налоговых) периодов, начиная с 1 января 2015г. (но не более 20% первоначальной суммы таких убытков, определяемой по состоянию на 31 декабря 2014г.) и до 1 января 2025г.

Налог на имущество организаций

     - внесены изменения в статьи 374 и 381 НК РФ в отношении налогообложения движимого имущества.
Согласно названным изменениям движимое имущество, принятое на учет в качестве объектов основных средств с 01.01.2013 из категории имущества, не признаваемого объектом налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ) переводится в разряд льготируемого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ). Письмо ФНС от 12.12.2014 № БС-4-11/25774@.

     Не подлежит льготированию движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в результате:

     - реорганизации или ликвидации юридических лиц;

     - передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

     При этом не признаются объектами налогообложения, объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу.

     - пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ внесены изменения в статьи 346.11 и 346.26 НК РФ, в соответствии с которыми применение организациями УСН и ЕНВД предусматривает освобождение их от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).

     При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №52-ФЗ указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

     Таким образом, с 01.07.2014 для организаций, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, и с 01.01.2015 для организаций, применяющих УСН, установлена обязанность, исчислять и уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость.

Упрощенная система налогообложения

      - Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2015 год.

     Коэффициент-дефлятор, используемый в целях применения УСН, установлен на уровне 1,147. Для переходана УСН с 2016 года предельный размер дохода организации, полученного за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на УСН (в 2015 г.), дающий право применять УСН составит 51,615 млн. руб. (п.2 ст. 346.12 НК РФ). Предельный размер доходов организации, ограничивающий право налогоплательщика на применение УСН в 2015 году составит 68,82 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

     - Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/352@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме" утверждена новая форма декларации по УСН.

     Начиная с налогового периода 2014 г. налогоплательщики, применяющие УСН, должны представлять декларации по новой утвержденной форме. В новой форме декларации стало больше разделов. Это, в частности, связано с тем, что заполнение разделов, посвященных расчету налога и исчислению суммы налога к уплате, зависит от выбранного налогоплательщиком объекта налогообложения. Так, плательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", заполняют разделы 1.1 и 2.1, а налогоплательщики с объектом "доходы минус расходы" - разделы 1.2 и 2.2. Кроме того, появился новый раздел, предусмотренный только для налогоплательщиков, получивших имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования.

     В разделах 1.1 и 1.2 уточнено, что суммы авансовых платежей по налогу к уплате и к уменьшению должны быть указаны по срокам 25 апреля, 25 июля и 25 октября отчетного года. А в разделах 1.2 и 2.2 помимо суммы полученных доходов (произведенных расходов, а также убытка, полученного в истекшем и предшествующих ему периодах) за налоговый период следует отражать названные показатели за первый квартал, полугодие и девять месяцев. Кроме суммы исчисленного налога за налоговый период приводятся размеры авансовых платежей по налогу за отчетные периоды. Плательщики УСН, выбравшие объект "доходы", должны аналогичным образом включать в декларацию суммы страховых взносов, пособий и платежей по договорам добровольного личного страхования. На титульном листе появились графы, которые заполняются в случае представления правопреемником декларации за реорганизованную компанию.

     Кроме того, в разделы 1.1 и 1.2 вместо кода ОКАТО вносится код ОКТМО.

     - Внесены изменения в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ в налогообложении не применяется метод ЛИФО (Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ).

Единый налог на вмененный доход 

     - Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2014 N 685 утверждены коэффициенты-дефляторы на 2015 год. Коэффициент-дефлятор К1, на который в 2015 году будет корректироваться базовая доходность в целях исчисления ЕНВД, составит - 1,798.

     - Приказом Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", переход на применение ОКВЭД 2 и ОКПД 2 продлен до 1 января 2016 года.

     Соответственно действующие в настоящее время общероссийские классификаторы ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОКДП ОК 004-93, ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ОКУН ОК 002-93, ОКП ОК 005-93 будут действовать в 2015 году.

     - Приказом ФНС России от 04.07.2014 N ММВ-7-3/353@ "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в электронной форме", утверждена новая форма налоговой декларации. В соответствии с пунктом 3 Приказа данный документ применяется, начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2015 года.

     Согласно Приказу при заполнении раздела 3 новой декларации, форма которой приведена в Приложении N 1 к Приказу, в строке 005 нужно указывать признак налогоплательщика: значение "1" для налогоплательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, "2" - для предпринимателей, не осуществляющих таких выплат (пп. 1 п. 6.1 порядка заполнения, утвержденного Приказом). В зависимости от выбранного значения разнится расчет общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период. Эта сумма отражается в строке 040 раздела 3 (п. п. 6.2, 6.3 порядка заполнения, утвержденного Приказом). Суммы страховых взносов, уплаченных предпринимателем в фиксированном размере, теперь выделены в строке 030 раздела 3. Графы для указания информации о кодах оказанных услуг по ОКУН в новой декларации отсутствуют. Кроме того, исключена графа кода бюджетной классификации.

Акцизы

     В главу 22 НК РФ Акцизы с 01.01.2015 вводится:

     - статья 179.4. НК Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом.

     Добавлены подпункты 12 - 14 в пункт 1 статье 181, а именно:

     Подакцизными товарами признаются:

     12) бензол, параксилол, ортоксилол.

     В целях настоящей главы бензолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

     В целях настоящей главы параксилолом или ортоксилолом признается жидкость с содержанием (по массе) соответствующего изомера ксилола (диметилбензола) 95 процентов;

     13) авиационный керосин.

     В целях настоящей главы авиационным керосином признаются жидкие топлива, используемые в авиационных двигателях, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и (или) международных договоров Российской Федерации, а также смеси таких топлив;

     14) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

     В связи с этим внесены изменения в статьи 182, 193, 200, 201, 204 НК.

     - статья 203.1 НК

     Порядок возмещения акциза лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом и (или) включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

     - статья 205.1 НК:

     Особенности установления, исчисления и уплаты акциза на природный газ.

     1. Природный газ признается подакцизным товаром, если налогообложение акцизом природного газа предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

     2. Объектом налогообложения акцизом признаются операции по реализации (передаче) природного газа, для которых налогообложение акцизами предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

     3. Если иное не установлено международными договорами Российской Федерации, налоговая база по операциям реализации (передачи) природного газа определяется как стоимость реализованного (переданного) природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку такого газа за пределами территории Российской Федерации.

     4. Налоговый период при совершении операций реализации (передачи) природного газа определяется в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

     5. Сумма акциза по реализованному (переданному) природному газу определяется в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

     6. Дата реализации (передачи) природного газа определяется в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

     7. Акциз по реализованному (переданному) природному газу уплачивается в срок, установленный пунктом 3 статьи 204 настоящего Кодекса, по месту постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

     8. Налоговая декларация по акцизам представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом.

Изменения в части консолидированных групп налогоплательщиков (КГН):

      В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что зарегистрированные налоговыми органами в течение 2014 года договоры о создании консолидированной группы налгоплательщиков, а также изменения в договоры о создании консолидированной группы налогоплательщиков, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), вступают в силу с 1 января 2016 года.

      Таким образом, организации, являющиеся сторонами указанных договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН), а также организации, присоединившиеся к действующим КГН (за исключением случаев реорганизации участников группы), самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на прибыль организаций за отчетные и налоговый периоды 2015 года. Следовательно, ежемесячные авансовые платежи, исчисленные ими на 1 квартал 2015 года, перерасчету для уплаты в целом по КГН не подлежат.

Изменения в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций

     Федеральным законом от 24.11.2014 №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» вводится новая глава 3.4 в часть первую НК РФ - «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», а также ряд соответствующих изменений и дополнений в иные статьи части первой и второй НК РФ.

     Указанная глава содержит понятие и порядок определения контролируемых иностранных компаний и контролирующих лиц (статья 25.13 НК РФ); вводит обязанность налогоплательщиков по представлению соответствующих сведений в налоговый орган в виде уведомлений (статья 25.14 НК РФ), устанавливает порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании в целях налогообложения (статья 25.15 НК РФ).

     Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний изложены в статье 309.1 НК РФ. В связи с введением указанных норм были внесены соответствующие изменения в иные статьи 25 Главы НК РФ, а именно: 250, 251, 271, 274, 277, 278.1, 280, 284, 310, 312 и др.

     Кроме того Федеральным законом №376-ФЗ введены изменения в НК РФ, в соответствии с которыми:

     - уточнен порядок действия международных договоров для целей налогообложения (в том числе в случае установления фактических лиц, имеющих право на доходы, в том числе в виде дивидендов) (статьи 7 и 312 НК РФ),

     - введены понятия «иностранная структура без образования юридического лица», «иностранные финансовые посредники», «публичные компании» (статьи 11 и 19 НК РФ);

     - в главу 25 НК РФ вводится понятие и условия налогового резидентства для организаций (статья 246.2 НК РФ, пункт 5 статьи 246 НК РФ);

     - введены дополнительные обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговые органы сведений о своем участии в иностранных организациях, об учреждении иностранных структур без образования юридического лица; о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими органами (пункт 3.1 статьи 23 НК РФ), а также ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок таких сведений (статья 129.6 НК РФ);

     - введена обязанность по представлению иностранными организациями и иностранными структурами без образования юридического лица, имеющего имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, сообщать сведения об участниках этой организации (пункт 3.2 статьи 23 НК РФ), а также ответственность за неправомерное (несвоевременное) непредставление таких сведений (пункт 2.1 статьи 129.1 НК РФ);

     - введена ответственность лиц за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ документов (финансовой отчетности контролируемой иностранной компании и аудиторского заключения по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании (пункт 1.1 статьи 126 НК РФ)),

     - введена ответственность лиц за неуплату сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании (статья 129.5 НК РФ).

     Обращаем внимание, что статьями 3 и 4 Федерального закона от 24.11.2014 №376-ФЗ предусмотрены переходные положения по ряду вводимых норм.

 

Если вам требуется помощь юриста, бухгалтера или консультанта по налогам, мы будем рады помочь - звоните (495) 135-00-16 или обращайтесь любым доступным способом.